Статистика утверждает, что в медицинской науке в настоящее время описано более 10000 заболеваний человека (симптомов и нозологических форм), а 300 медицинских специальностей появилось для того, чтобы успешно справляться с болезнями человека. Современный человек получает все больше информации о внешних проявлениях болезней, но все дальше уходит от понимания причин их возникновения. Изменилось и участие врача в процессе выздоровления человека. Врач сейчас все меньше играет роль просветителя, помощника, а больной рассматривается как пассивный объект вмешательства, который не должен рассуждать и сопротивляться. В древней же тибетской медицине основной причиной болезней считалось невежество, под которым подразумевалось неосведомленность или пренебрежение знаниями.

Из глубокой древности нам известно, что часто болезни тела проистекают от мыслей, их содержания. Мысль, утверждающая здоровье, оздоравливающе действует на весь организм и наоборот – мысль негативная, разбросанная, неуверенная, наполненная злобой, гневом и ненавистью разрушает организм. Душа и тело едины. И психическое здоровье взаимосвязано с соматическим. Психические состояния сказываются на здоровье и наоборот.

По мере развития человеческой истории менялись психические нагрузки и психическая активность человека. И причинами, вызывающими психическую дисгармонию, сейчас могут быть любые межличностные отношения, бытовые проблемы, профессиональная деятельность, информационная перегруженность, неправильный образ жизни и т.д.

Многие болезни сегодня принято называть психосоматическими, определяя в самом названии последовательность возникновения и развития телесного расстройства («психо» - с греч. – «душа», «сома» - «тело»).

Психосоматика – направление в психологии, исследующее влияние психических факторов на возникновение различных соматических заболеваний (тоже, что медицина психосоматическая). Такие разные на первый взгляд болезни как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, полиартрит, язвенный колит, многие заболевания кожи, аллергические реакции – составляют перечень психосоматических заболеваний и расстройств, т.е. заболеваний, имеющих психологическую природу. В основе любого из них может лежать неразрешенный внутренний конфликт (или противоречие), который перестал пониматься или решаться человеком. Конфликт исчезает из осознанного восприятия проблемы, но сохраняет свое бессознательное присутствие.

Вытеснение же проблемы происходит по разным причинам. Иногда это страх посмотреть на проблемы прямо, найти в себе силы действовать, а иногда просто отсутствуют возможности, внутренние ресурсы (чаще бывает у детей). Причин много и об этом стоит рассказать отдельно.

В психологии описано семь основных источников эмоционально обусловленных заболеваний:

Первый источник – это внутренний конфликт, конфликт частей личности, сознательного и бессознательного в человеке. Единоборство между которыми приводит к разрушению одной из них. Например, при злоупотреблении алкоголем можно выделить две различные части личности, которые формируют разные модели поведения. Часть первая – «я пить не хочу, мне стыдно, мне плохо, я собою недоволен». Эта часть обвиняющая. Вторая часть, в конце концов, не выдерживает, и говорит первой: «Замолчи, ты мне надоела!» И единственный доступный способ заставить замолчать первую часть употребление алкоголя. Обе эти части, как на чаше весов, доминируют попеременно. Задача психотерапии – прийти к примирению обеих частей. Подавляя то одну часть, то другую – заболевание не устранить.

Вторая причина – мотивация (или условная выгода). Это серьезная причина, потому что симптом несет условную выгоду для пациента. Например, избавление от мигрени может «открыть глаза» на многие проблемы, которые мешает видеть головная боль и тогда пациент (чаще пациентка) встает перед необходимостью их решения.

Третий возможный источник эмоционально обусловленных заболеваний, это эффект внушения (эффект внушения другим лицом). Например, если ребенку в детстве часто повторять: « дурочка, дурак, жадина и т.п.», то очень часто дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее внушенному.

Четвертый источник – это «элементы органической речи». Болезнь – может быть физическим воплощением фразы. Например, слова «у меня сердце за него болит», «я от этого с ума схожу» могут превратиться в реальные симптомы.

Пятая причина, это идентификация, т.е. попытка быть похожим на кого-то (например, на какой-то идеал, кумира), и человек пытается быть похожим на него. Но постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от собственного тела. Живя все время в другой «ауре», он, в конце концов начинает от этого страдать.

Шестой источник – самонаказание. Если человек совершает его с точки зрения неблаговидный поступок, он иногда бессознательно подвергает себя наказанию. Например, ребенку внушали, что нужно уважать своих родителей и делать только так, как они считают нужным. Ребенок решает однажды поступить так как хочет сам: он совершает неблаговидный поступок с точки зрения его воспитателей. И тогда у ребенка появляется чувство вины, а вина ищет наказания. Самонаказание – частая причина многих травм и соматических нарушений.

Седьмая причина, самая серьезная – болезненный, травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы раннего периода детства.

В канонах древней медицины была заложена неразделимость телесного и психического. Каждый орган был описан в тесной связи с содружественной органу эмоцией. Болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, неотреагированные чувства способствуют заболеванию органа – это постулаты концепции единого организма, где симптомы могут иметь личностный смысл. Пациенты с эмоционально обусловленными (психосоматическими) заболеваниями чаще всего сначала попадают на прием к врачу общего профиля. На приеме у врача в пациенте видят только ту часть тела, на уровне которой видят симптом. И «узкому» специалисту все равно, кто ты, какова твоя личная история, что тебя тревожит и какие еще части тела существуют у тебя помимо болящей.

Но тело нельзя разделить на независимо функционирующие органы и системы, а их, в свою очередь, отделить от чувств и душевных переживаний. Болеющий человек остается целостным существом и для разгадки тайны болезни, ее причины, истории и наилучшего способа выздоровления потребуется взаимодействие во всем сразу.

Психологический взгляд на болезни, отнесенные к группе органических психосоматозов.

Бронхиальная астма. Эта болезнь чаще всего начинается в детстве с бронхитов, протекающих с астмоидным компонентом и если полное выздоровление не наступает, она постепенно превращается в этот тревожный диагноз.

Психологическая метафора бронхиальной астмы – это затруднение выживания, неспособность «дышать полной грудью» в этом сложном мире. Препятствия возникают у беззащитного ребенка, когда любви родителей недостаточно, а самостоятельное дыхание – это единственная функция человека, которая появляется только после рождения.

Момент рождения – это тяжелый труд и сильный страх: «Что это за мир там снаружи?». К счастью, там существуют мама и папа, которые способны обеспечить ту же безопасность и тот же комфорт, который был в материнской утробе: уют и безопасность. Но если всего этого ребенку не хватает, то первая система, которая подвержена риску сбиться и потерять правильный ритм – это дыхание. Бывает и другая причина – забота родителей так велика, что ни один вдох или выдох просто невозможно сделать самостоятельно, все время кто-то помогает их сделать «за тебя». В итоге недостаток заботы или ее избыток в равной мере лишает способности быть нестесненным, «дышать свободно».

Дети – тонко чувствующие существа, они умеют воспринимать даже кожей все происходящее вокруг них. Иногда излишняя материнская тревога передается им почти автоматически. В одном известном мне случае любое заболевание ребенка переходило в спазм дыхания. Причиной же был панический страх матери. В итоге интуитивно ребенок стремился оказаться в тех руках, которые ему помогут. Работа с мамой позволила выздоровить ребенку.

Вывод: дети ищут выхода бессознательно (срабатывает жизненный инстинкт) и тогда у них появляются более тяжелые проявления болезни, для того, чтобы «менялась тактика спасения».

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой, это люди, забывшие свою детскую историю. Утяжеление их заболевания происходит, как правило, когда надо проявить смелость, ответственность, независимость или суметь пережить печаль, одиночество.

Психотерапевтическое лечение этой болезни направлено на повышение жизненных возможностей, обучение способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Психотерапия такого заболевания не бывает кратковременной, здесь «время постепенно отматывается назад» и этот путь пациент проходит вместе с врачом (психотерапевтом или врачом-соматологом). На приеме у грамотного парапсихолога бронхиальную астму можно «снять» за 1-2 сеанса.

Гипертоническая болезнь. Психологическая метафора гипертонической болезни – это предполагаемый конфликт между лидерскими тенденциями, желанием руководить и неспособностью или невозможностью осуществить это. По статистике эта болезнь (имеется в виду формы гипертонической болезни, которые не являются вторичной гипертонией) чаще встречается у женщин. Причин для такого рода противоречий у женщин больше: это и мужское чувство ответственности, и снисходительное отношение к возможностям женщин у мужчин в определенных видах деятельности, и семейная роль женщины.

В лечении генцинных форм гипертонической болезни очень важно анализировать переживания человека, знать его семейный анамнез и искать пути гармонизации между социальным, ситуационным и личным, учить человека испытывать радость и покой от главных жизненных ценностей, а не только от внешних достижений.

Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. В отличие от эволюционно более молодого органа – желудка, который на уровне симптомов связывает с успехом и неуспехом нашей социальной жизни, двенадцатиперстная кишка является органом загадочным. Даже иннервация его описана противоречиво. Психологической метафорой язвенной болезни двенадцатиперстной кишки считают конфликт между желанием быть опекаемым и стремлением быть независимым одновременно. По статистике эта болезнь чаще поражает мужчин, когда их эволюционно-историческое стремление реализовать свободное, независимое начало сочетается с дефицитом тепла и заботы в детстве. Для них характерно желание опекать женщину, властвовать над ней и в то же время видеть в ней «добрую мамочку», требуя от нее постоянной заботы. Аналогичные конфликты возникают и у женщин с активной социальной ролью и одновременным желанием выглядеть слабой, беззащитной в отношениях с мужчинами.

Психотерапия помогает здесь за счет возможности вскрыть и осознать невозможность противоположных желаний в одно и тоже время. Это работа с выбором и приспособлением, ресурсами, с семейной историей и многими другими составляющими человеческой жизни. В таких случаях работа направлена на личностный рост, взросление пациента.

Неспецифический полиартрит. Его считают болезнью подавленного гнева. В суставах человека накапливается энергия гнева, злости, раздражения, если они не были отработаны психикой человека. Часто люди, которые не разрешают себе сердиться, в конце концов, перестают узнавать эту эмоцию и она в таком извращенном виде скапливается в суставах, делает тело менее гибким и способным к движению. С такими болезнями успешно работаю телесно-ориентрованные методы современной психотерапии.

Болезни толстого кишечника. Эти болезни считаются самыми сложными и глубокими психосоматозами. На уровне кишечника иногда реализуются семейные и многопоколенные эмоциональные конфликты.

Болезнь Крона (или язвенный колит) называют «кишечным самоубийством», крайней степенью внутренней агрессии у психически незрелых личностей, блокирующих свои чувства, неспособных к переработке отношений с окружающими людьми. Это проблемы пограничного уровня в психотерапии, где пациент находится симптоматически, где-то между неврозом и психозом. Некоторые психологи называют эту болезнь телесной защитой человека от психического уровня расстройств. При лечении возможно ухудшение психического состояния больного по мере улучшения его соматического состояния и от возраста пациента это не зависит. Здесь нужна большая предварительная работа с личностью, направленная на ее рост.

Мир психосоматических расстройств и заболеваний многообразен. Иногда трудно разграничить эмоциональное и телесное в любом болезненном симптоме человека. К этой группе относятся многие кожные заболевания, аллергические реакции, некоторые болезни щитовидной железы.

Вы получили информацию о психосоматических заболеваниях. Теперь вы знаете, что с многими заболеваниями можно обращаться не только к специалисту узкого профиля, но и к другому, к психотерапевту. Сейчас современная медицина относится к числу психосоматических, так как 80% всех заболеваний берут начало в психической дисгармонии.

Есть то, что может заметить специалист, а есть то, что необходимо открыть, обнаружить в себе самому. Это и есть ответственность за себя, за свою жизнь, за свое свободное будущее без болезней.

Даже у психически здоровых лиц могут проявляться предболезненные состояния. Но предболезнь это еще не болезнь, а вероятность возникновения заболевания. Как справиться с болезнью или предболезнью должен знать каждый.

30.08.2007 г. Подготовила Аркадова С.

 

По вопросам оказания услуг и их стоимости

обращайтесь по телефону в Твери:

alt 8 906 550 11 75

 или на электронную почту: EXTRAJANNA@INBOX.RU